В субботу прошел первый из серии летних психологических тренингов для родителей от нашего психолога Стиславской Н.Г. на тему «ОВЗ и безопасное взросление».
Наталья Геннадьевна рассказала: «Это тема относительно новая в России. Я прошла обучение в течение восьми месяцев в центре психокоррекции и семейной психологии города Ульяновска, под руководством МуромскойА.В. Это было интереснейшее обучение, где лекции проводили специалисты высокого уровня. В нашей стране пока еще находятся в начальной стадии вопросы полового и сексуального воспитания для родителей. Специалистами из этого центра было разработано направление по безопасному взрослению ребенка с ОВЗ.
Я получила диплом после прохождения обучения, для меня это была тоже
новая ниша. Тридцать два года моей практической деятельности непосредственно с особенностями детей и семьями особенных детей в моем профессиональном стаже, говорят мне о том, что в головах родителей, это тема всегда присутствовала. Но родители, не зная, как изложить, ребенку с учетом его особенностей в развитии вопросы полового воспитания, практически не уделяли этому внимания с точки зрения будущей взрослой жизни ребенка и оставляли это на естественный процесс.
Наша онлайн встреча проходила на новой в России цифровой площадке Яндекс-телемост. Сегодня я уверено могу сказать, что информация в головах родителей, которые смогли зайти на нашу встречу, не прошла бесследно. Пусть не всё было воспринято родителями, как я это вижу в силу разных обстоятельств: отношение к половозрастным вопросам по национальному признаку, по внутрисемейным отношениям и традициям, по воспитанию самих родителей и других факторов. Основная мысль, мною изложенная была ими принята.
Излагать эту тему мне приходится на новом для меня языке специалиста:
применяю здесь медицинские, психологические термины и термины, которые характеризуют в принципе развитие личности ребенка, это не всегда легко в плане донесения информации.
Мы затрагивали тему полового воспитания ребенка с особенностями в развитии и акцент ставили на то, что половое воспитание — это не в девять, не в одиннадцать лет. Оно должно начинаться с момента рождения.
С чего надо начинать родителю комплекс мер, которые направлены на формирование знаний, навыков и действий для понимания их ребенком вопроса: “А почему мне это надо делать?” Для ребенка с особенностями в развитии это вопрос аналитический, не простой, ведь есть группа детей, у которых ментальный уровень слабее, чем у других. Надо так донести ребенку информацию, чтобы он запомнил и смог понять: ЧТО НАДО ЕМУ ДЕЛАТЬ, КАК ДЕЛАТЬ, ГДЕ ДЕЛАТЬ И ДЛЯ ЧЕГО.
Для этого нужно сформулировать фразы, чтоб ребенок это понял.
Также затронули вопросы, как донести ребенку строение его собственного тела, вопрос по безопасности ребенка, по границам. Границы — это означает, кому можно дотрагиваться до тела ребенка и в каких условиях, а кому этого делать нельзя.
Мы должны научить ребенка и вопросам полового воспитания и контакта с окружением в плане взросления. У меня всегда красною нитью звучит такое утверждение: нельзя думать за ребенка, нельзя думать, что он понимает, что он не понимает. Необходимо использовать классические термины, на которых говорит все человечество, а мы готовим ребенка во взрослую жизнь. Например, наряду со словом «пойдем купаться», мы применяем слово «пойдем совершать утренний туалет» или «пойдем делать гигиену тела». А не “Сюси Пуси”, как принято, иногда изъясняться родителям в семьях, где есть ребенок с пониженными возможностями интеллектуального развития. Надо разговаривать на обычном языке, а что и сколько он возьмет – это другой вопрос.
Подводя итоги субботней встречи, мамы говорили, что кто-то уже применял подобный подход, а другие получили новое знание: что надо говорить и делать в соответствии с возрастом своего ребенка. Также интересно и полезно, если мы об этом будем периодически говорить в нашей группе, соцсетях. Потому что, когда видишь взрослых двадцати-, тридцати-летних ребят, которые не умеют ухаживать за своим телом, которые не понимают обращенную к ним речь в плане терминов, не видят границ, очень жаль бывает, что родители в свое время не дали знания и не привили ему эти навыки. А родители говорят при встрече: “Если бы нам кто-то об этом раньше рассказал…”
На следующих встречах, планирую дать представления родителям о том, что такого надо делать, когда мы растим ребенка для того, чтобы во взрослой жизни, он мог быть самостоятельным, чтобы ему легче жилось относительно этих вопросов. Потому что когда развивается тело, то особой разницы нет между нормотипичным ребенком и ребенком с особенностями. Это физиологический процесс и действия, которые совершает ребенок, основаны не на его интеллектуальных возможностях, а на функциях органов.
Важно, чтобы к этому родители были подготовлены”.
Благодарим Наталью Геннадьевну за очень полезную информативную встречу и развернутое интервью.
Добавить комментарий